
Назначение исполняющего обязанности генерального директора
13 сент. 2017
В конце 90-х, когда я только начинала свою трудовую деятельность, часто встречала подписание значимых документов исполняющим обязанности руководителя. Данная запись выглядела "И.о. Генерального директора". Но времена меняются, а с ними меняются правила. В наши дни "И.о." считается неправильной записью. Исполнение обязанностей руководителя организации можно оформить несколькими способами, каким удобней, выбирать вам.
Руководитель организации такой же работник, как и все другие сотрудники организации, а значит на него также распространяются правила Трудового кодекса РФ. Поэтому для небольших компаний, когда руководство редко отсутствует или он единственный участник своего бизнеса, рекомендуется воспользоваться правом ст. 60.2 Трудового кодекса, в соответствии с которой работнику в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, может быть поручено выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При таком способе до предполагаемого дня отсутствия руководителя организации (например, отпуска) на замещающего работника необходимо оформить соответствующий приказ и нотариальную доверенность. В них четко прописываются полномочия и виды документов, правом подписи которых наделяется работник.
Второй способ хорош для разгрузки генерального директора. Например, в кадровом делопроизводстве осуществляется большой объем документооборота. Поэтому некоторые руководители крупных холдингов подписание кадровых приказов, а иногда и заключение трудовых договоров с работниками, возлагают на директоров по персоналу (начальников отдела кадров). При данном способе с работником заключается дополнительное соглашение, в котором отражаются полномочия и должностные обязанности, устанавливается надбавка. На работника составляется приказ по кадрам и нотариальная доверенность.
Третий способ, как правило, применяется, когда в штате присутствует должность заместителя генерального директора. С 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс внесены изменения, разрешающие юридическим лицам учредительными документами уполномочивать несколько лиц действовать без доверенности. Говоря иными словами, теперь позволительно иметь несколько генеральных директоров. На мой взгляд это неразумно, но вот наделить равными полномочиями заместителя генерального директора очень актуально. Достаточно изначально в Уставе прописать две должности в качестве единоличного исполнительного органа. С таким подходом не требуется оформление доверенностей и всевозможных приказов. Генеральный директор уходит в отпуск, а заместитель без каких-либо дополнительных бумаг осуществляет подписание необходимых документов. Но и ответственность у таких людей будет солидарная.
При выборе первого или второго способов в подписываемых уполномоченным работников документах, указывается его должность в соответствии с трудовым договором, без всевозможных приписок "И.о." или "Врио". Рядом с должностью указывается уполномочивающий документ - доверенность ("действует на основании доверенности от дд.мм.гг"). При использовании третьего способа также указывается реальная должность работника, но приписка "действует на основании Устава", кроме как в преамбуле договоров, больше нигде не требуется.
Как-то на юридическом форуме один работник спросил, как бы ему для солидности в будущем исполнение обязанностей генерального директора отразить в трудовой книжке. К сожалению, это невозможно, если только ваша должность в соответствии с трудовым договором не звучит "исполняющий обязанности генерального директора". Но разве это имеет значение, когда не должность украшает человека, а человек - должность"!